Корзина
90 отзывов
Сертифицированная компания Prom.ua
Контакты
Вилан-мебель
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+380674099806Киевстар
+380683061066
менеджер по работе с клиентами
УкраинаКиевул. Российская, 45 В, офис 8, 2 этаж. (сообщите о времени вашего визита)
+380674099806
+380674099806
Карта

КЛИЕНТ ПАРИКМАХЕРА - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА . ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.

КЛИЕНТ ПАРИКМАХЕРА - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА . ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Каждого переступившего порог парикмахерской клиента мы судим по его внешности, по одежде. 

Большинство людей строят свои отношения с другими на основе первого впечатления. Ведь до того, как мы заговорим, внешность клиента - единственное, на основании чего мы можем судить о нем. Человек с высоким открытым лбом и в очках считается умным, квадратный подбородок - признак силы и воли, в толстых мы видим добродушие и лень, пухлые губы - символ сексуальности, торчащие волосы - упрямство и т. п. 

После первых контактов мы постепенно начинаем менять свое отношение к нему, замечая его индивидуальные качества, и при этом перестаем обращать внимание на внешние признаки: одежду, прическу и т. д. 

Эту способность можно развить. Понятно, что первое впечатление ярче, чем все последующие, и поэтому хорошие или плохие, приятные или неприятные черты, замеченные в первый раз, запоминаются надолго. И из-за этого в дальнейшем мы видим в преувеличенном свете либо только хорошее, либо плохое. Первое впечатление определяет успех не только первой встречи, но и всех последующих. 

У рабочего кресла парикмахер в той или иной мере проявляет чувство собственника, регулирует поведение клиентов в соответствии с существующими нормами. Многие нередко отождествляют свое рабочее место с самим собой и относятся к нему как к себе (ухаживают, украшают, убирают). Если кто-то посягает на это пространство, хозяин реагирует так, как будто задели его самого, возникает ярко отрицательное эмоциональное состояние, и он начинает активно действовать, помогая себе «локтями» восстанавливать первоначальное положение. 

Мы находимся в пространственном контакте друг с другом, силу которого регулируем дистанцией и направлением тела по отношению к клиенту. 

Контактируя друг с другом в повседневной жизни, мы выдерживаем дистанцию, длина которой зависит от характера отношений. Но эта схема ломается при обслуживании клиента. Взгляните на эти цифры: 
15-45 см - интимная дистанция; 
45-75 см - дистанция личного общения, чаще ею пользуются близкие люди; 
75-120 см - дистанция общения со знакомыми; 
120-215 см - дистанция социального общения (характерна для общения начальника с подчиненным); 
215-400 см - дистанция, когда мы видим человека в целом, с ног до головы (особенно важна в творческой работе над моделью, ее образом). 

Дистанция зависит также от пола. Работая долгое время с женщинами в рамках пространства парикмахерской, автор признает, что и степень эмоциональности - важнейшее психологическое различие полов. Женщины более чувствительны, чем мужчины. Радость, грусть, страх, злость, забота, тревога сменяются у них быстрее. Именно поэтому в женских коллективах, каковыми являются парикмахерские, обычно намного больше конфликтов, чем в мужских. 

У разных народов дистанция общения сильно различается, с чем обязательно следует считаться, стоя у кресла и принимая клиентов. Наибольшая она у народов севера и наименьшая - у южан. Беседующие англичане и немцы остаются на расстоянии вытянутой руки, славяне - 0,5 м, итальянцы и греки - на расстоянии кисти. Дистанция зависит также от характера. Например, люди агрессивного характера плохо переносят других людей, особенно если те находятся за спиной. 

Чем меньше становится дистанция, тем больше избегают положения «глаза в глаза». Человек отводит взгляд в сторону при плохих отношениях или намерениях. При увеличении дистанции зрительная связь переносится лучше. Это как в автобусе: от людей, притиснутых к нам, мы отводим взгляд в сторону, но можем смело сверлить взглядом кого-нибудь в другом конце автобуса. Находясь очень близко с чужим человеком, мы испытываем неприятное волнение. Каждый начинающий парикмахер порой заливается краской от близкого контакта во время первой самостоятельной работы. Со временем это проходит. У каждого парикмахера есть потребность в личном пространстве, потребность в определенных трудных обстоятельствах удалиться от других. Такое место - комната психологической разгрузки - должно быть предусмотрено в каждой парикмахерской. 

В повседневной жизни мы часто связываем внешность человека с его психическими особенностями. Молодому и неопытному парикмахеру особенно важно уметь отличать психически здорового человека от больного: в его руках в момент работы находятся достаточно острые и опасные инструменты. 
Патопсихология - это отрасль психологической науки, пограничная между психологией и психиатрией. Большинство клиентов парикмахерских - обычные здоровые люди. Но на этом фоне мы можем встретить людей с отклонениями. Автор надеется, что рассмотрение нижеперечисленных характеров не заставит вас пытаться в каждом клиенте увидеть больного человека. Мы рассмотрим только главное, не открывая дверей психиатрических больниц. 

Первая группа клиентов - это депрессивные люди. У них постоянно пониженное настроение. Жизнь для них - бессмысленная затея, во всем они видят только плохое. От минутного настроения зависит у них все - от аппетита и самочувствия до планов на будущее, в котором только несчастья и трудности. Они теряют связь с реальным миром и делаются равнодушными и безразличными. Мода, стили и направления дня сегодняшнего - для них пустой звук. И пытаться что-то предложить или уговорить - напрасная затея. Только в кругу друзей они делаются веселыми, разговорчивыми, порой шутят. Необходимо добиваться их расположения вниманием, заботой, чуткостью, чтобы клиенты данной категории раскрылись перед вами. Лучше не пытайтесь уговаривать их принять участие в конкурсах в качестве модели (в данной группе очень много красивых женщин и мужчин), иначе вам придется вместо работы подбадривать, успокаивать, убеждать. 

Вторая группа людей - полярная противоположность: это возбужденные. Большей частью они одаренные и изумляют окружающих своей многосторонностью и гибкостью психики. Богатство мыслей, душевная доброта, отзывчивость, а самое главное - всегда веселое настроение. На фоне внешнего блеска просматриваются поверхностность и неустойчивость интересов, что в конце концов не позволяет им надолго задерживаться на одном и том лее предмете. Прекрасные модели, но самые безответственные: они могут забыть, опоздать, иными словами, подвести тогда, когда для вас все будет решаться. Их общительность переходит в болтливость, что также мешает в работе, а постоянная потребность такой модели в увеселениях быстро вас разорит. Между тем они позволяют себе насмешки и остроты, порой столь меткие, что больно ранят того, кто попал под их стрелы. 

Следующая группа - это неврастеники. 

Большинство из них жалуются на здоровье. Их можно узнать еще по общей вялости, отсутствию инициативы, нерешительности, мнительности. Они не предрасположены к систематическому труду. А страх перед трудной работой просто парализует их волю. Ученики парикмахеров выводят своих учителей из равновесия: им все время нужны поддержка и похвала. 

Среди клиентов встречается еще одна группа людей с отклонениями. Это люди с чрезмерной впечатлительностью, с одной стороны, и резко выраженным чувством собственной неполноценности - с другой. Они ранимы, падают в обморок при виде крови, не выносят громких и горячих споров. Застенчивые, малодушные, робкие - это необыкновенно нежные, чувствительные натуры, увядающие от грубого прикосновения. Боятся темноты, животных, насекомых, вздрагивают при шорохе. Людская толпа их раздражает и «сталкивает» в одиночество. Мимозоподобные существа, они очень самолюбивы и их угнетает сама мысль, что они не такие как все, порождая в душе чувство внутренней напряженности и тревоги. 
Психастеники - самокритичны, нерешительны, боязливы, впечатлительны не только к тому, что происходит вокруг, но и к тому, что может случиться в будущем. У психастеника мысли и образы его собственного воображения вызывают страх. Такие люди не способны принять то или иное решение. 

Их манера держаться, их движения, жесты своеобразны. У одних - тугоподвижность и угловатость движений, нет плавности переходов, у других - манерность и вычурность, у третьих - стремление к стилизации, у четвертых - крайнее однообразие и скудость движений. На окружающий мир шизоиды смотрят сквозь очки собственных схем. Шизоиды, которых мы называем чудаками и оригиналами, большей частью безобидны. Таковы ученые, выбравшие себе узкую специализацию, коллекционеры, и те, кто выделяются из толпы странной одеждой. К шизоидам принадлежат и бродяги, которые ведут придуманный ими образ жизни. 

К следующей группе относятся параноики. Они - творцы сверх ценных идей, которые заполняют психику параноика и оказывают решающее влияние на все его поведение. Самая главная и важная мысль - это мысль о его особом значении как личности. Крайний эгоизм, бесцеремонное отношение к окружающим людям - вот средство, которыми они пользуются для достижения своих целей. Их аффективная установка имеет неприятный, злобный оттенок; на этом фоне иной раз развиваются вспышки страшного гнева с опасными насильственными действиями. 

К последней группе отнесем глупых. Они хорошо учатся и в школе, и в институте, но когда необходимо применить полученные знания на практике, расписываются в своей беспомощности. Уверенно держат себя в обществе, отлично справляются с жизнью в рамках домашнего обихода. К элементарной обыденной жизни они более приспособлены, чем так называемые умные люди. 

Вот и вся палитра типов, но при этом необходимо учитывать следующее: человек в течение жизни проходит целый ряд этапов, и более отчетливо перечисленные признаки формируются и проявляются к 18-20 годам. Только к этому периоду вырисовываются психические особенности человека. 

Древнегреческий философ Теофраст в своем труде «Характеры» (318 г. до н. э.) привел 30 коротких характеристик разных типов (в числе прочих там были льстец, болтун, хвастун). Но мы остановимся только на людях с тяжелым характером. Об основных отклонениях сказано выше. Парикмахерам приходится общаться с разными людьми, иногда с людьми трудными, действия которых предугадать не всегда возможно. Тяжелый характер часто вытекает из врожденных особенностей •человека, делающих его нервную систему чувствительной и легкоранимой. С подобными людьми нужно стараться обращаться тактично, хотя это не всегда легко. У них есть своего рода больные места, и психологические травмы особенно сильны, когда удар приходится по ним. Но и тут кое-какие возможности для нормального общения еще сохранились. Зато при серьезных, болезненных отклонениях характера этих возможностей значительно меньше, потому что даже малейшая психотравма может исключить возможность дальнейшего общения. Как уже говорилось, среди парикмахеров есть знатоки человеческих душ. Однако эта психология действует только до тех пор, пока все идет хорошо. Случись же ссора - и всей мудрости как не бывало, забываются даже азбучные истины. В русской школе подготовки парикмахеров этим вопросам, к сожалению, уделяется ничтожно малое внимание. Но как все-таки улаживать конфликты? 

Проще всего уподобиться Слону, не замечать Моськи и идти своей дорогой, но не всегда это удается - иногда приходится сталкиваться со скандалистом лицом к лицу. Кроме того, неверно уходить от разрешения конфликта, более того, даже полезно, когда излишнее напряжение найдет выход. Неумение освобождаться от душевного напряжения при помощи беседы является частой причиной психических заболеваний. Считается даже, что шизофреник - это всего лишь человек, у которого серьезные жизненные трудности, но не с кем ими поделиться. Самый распространенный метод в быту - сорвать зло на окружающих, но это не приносит облегчения. Зато возникает замкнутый круг: сорвав зло, начинаешь подсознательно чувствовать себя виноватым, испытывать недовольство собой, а эти обстоятельства еще больше усиливают желание атаковать объект плохого настроения. 

Столкнувшись с вышедшим из себя клиентом, нужно прежде всего самому сохранять спокойствие, а не отвечать грубостью на грубость. Не стоит опасаться, что таким образом вы покажете свою слабость. Наоборот, вы продемонстрируете свое превосходство - более крепкие нервы и большую воспитанность. Поэтому, разговаривая с человеком, у которого сдали нервы, нужно постараться подействовать на него расслабляюще, помочь ему избавиться от беспокойства и нервозности. Сохраняйте спокойствие, дружелюбие, смотрите в глаза собеседнику и, если хватит сил, улыбнитесь. Будьте участливы, дайте человеку высказать все или хотя бы сделайте вид, будто слушаете его внимательно. Так вы сохраните свои силы и завоюете симпатии присутствующих. Помните, что чем упорнее мы стараемся кого-то переспорить, переубедить, тем менее это нам удается. Изменить основную линию поведения взрослого человека нелегко, не следует обманываться надеждой сделать это во время обслуживания в парикмахерской. Целесообразнее принимать человека как он есть - даже если он психически больной или дурно воспитанный глупец. 

Умение публично признавать свои ошибки вызывает доброжелательное отношение окружающих, характеризует вас как порядочного человека. Если вы признаете, что можете в чем-то ошибаться, то этим заставите противоположную сторону сделать то же самое. И одновременно убьете двух зайцев: прекратите спор и укрепите свои позиции. 

Каждый человек склонен считать собственное мнение единственно правильным, поэтому полезно иногда взглянуть на вещи и с точки зрения собеседника. Задайте себе вопрос: «Что бы я сделал на его месте?» И вы нередко убедитесь, что поступили бы точно так же. А значит, нет оснований считать себя лучше, признайте собеседника равным себе, не переоценивайте, но и не принижайте его достоинства. Если разговаривать с человеком как с недостойным, он и почувствует себя таковым, и поведет себя безответственно. 

Важное значение имеет доверие к себе. Не уверенные в себе люди тяжелее переносят конфликты, слишком чувствительны, напряжены, боязливы. 

Любые замечания и критика воспринимаются лучше, если их предваряют несколько добрых слов. Каждый нормальный взрослый способен предвидеть реакцию окружающих и соответствующим образом построить свое поведение. Но самая большая преграда на этом пути - себялюбие и эмоции, а они никогда не делают чести, в частности, если берут верх над разумом.
facebook twitter